Кустик прекрасен два листа держатся

Кустик прекрасен два листа держатся

страница 8/30

eco.na5bal.ru > Правоведение > Урок

IV. Закрепление материала.

1. Запишите под диктовку предложения, подчеркните в них грамматические основы о дополнения.
1. Вечером развели мы костер. 2. Яркий огонь костра осветил поляну. 3. Ураган приближался к городу. 4. От цветка исходил нежный аромат.
(По мере нависания предложений учащиеся выделяют и графически объясняют безударную гласную в корне глаголов.)

2. Устная работа.

Укажите грамматические основы предложений.

Правило-помощник: чтобы легче было найти подлежащее, не спутать его с дополнением, вопрос к подлежащему лучше ставить от сказуемого.
1. Село украшает сад. 2. Альбом взял этот мальчик. 3. Кудри берез расчесывает ветер. 4. Капельки росы зажигают в траве первые лучи солнца. 5. Приметы осени во всем встречает взор. (И. Греков.) 6. Замечательный подарок мне прислал по почте брат. (М. Пляцковский.)
3. Составьте и запишите предложения по данным схемам.

4. Составление таблицы.

Т а б л и ц а 9 1

Роль имени существительного в предложении

Члены предложения Примеры
1. Подлежащее

3. Дополнение

Домашнее задание: § 28; заполнить таблицу примерами; подготовить по таблице 11 рассказ о роли существительного в предложении; рассказать по плану о дополнении; подготовить карточку «Дополнение» для наборного полотна; упр. 171 (устно).

Урок 40. Определение

Знать: определение понятия; способы выражения определения, роль определения в речи.

Уметь: находить определение в предложения; употреблять его в речи.
I. Запись в «Словарь трудных слов».

Дополнение, определение.
II. Проверка домашнего задания.

1) Ответ по плану о дополнении; 2) рассказ о роли имени существительного в предложении (рассказ с использованием таблицы 9); 3) выяснение трудностей при выполнении учащимися упр. 180; 4) словарный диктант по материалу упр. 180.
III. Объяснение нового материала.

На доске и в тетрадях записываются предложения Пришла долгожданная зима. Белым ковром покрылось земля. Мелькнул лисий хвост.

Предложения разбираются по членам; выясняется, что прилагательные выступают в роли второстепенного члена предложения, который отвечает на вопросы к а к а я? к а к о й? ч е й?, обозначает признак предмета.

— Прослушайте текст, найдите в нем определения. (Звукозапись стихотворения С. Есенина «Белая береза», помещенного в учебнике на с. 70.) Какие из них являются эпитетами?

Учитель показывает, как обозначается определение. Составляется рассказ об определении (с использованием плана ответа о второстепенных членах предложения — см. предыдущий урок).

Учащимся можно предложить зарифмованное правило А. И. Косоговского.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Признак предмета или явления

Чей и Какой — ответы просты,

Лишь не хватает волнистой черты.
IV. Учитель читает отрывок из стихотворения русского поэт И. Никитина. Учащимся предлагается определить, какие слова помогли автору так ярко, образно описать красоту поля.
ПОЛЕ

Раскинулось поле волнистою тканью

И с небом слилось темно-синею гранью,

И в небе прозрачном щитом золотым

Блестящее солнце сияет над ним.

Как по морю, ветер по нивам гуляет

И белым туманом холмы одевает,

О чем-то украдкой с травой говорит

И смело по ржи золотистой шумит.
— Каков стиль текста? (Художественный.)

— Художественный текст невозможно себе представить без определений, которые делают нашу речь точной, яркой, выразительной
V. Запись предложений.

Учащиеся выделяют в них грамматические основы, подчеркивают определения.
Стоят последние дни поздней осени. На синем небе висят белые облака. В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины. На высокой ели уселась стайка черных дроздов.
— Прочитайте предложения, исключив из них определения. Какие из текстов более точно и выразительно рисует картину осени? Почему?

Делается вывод о роли определения в предложении.
VI. На доске записывается предложение Зубастый зверек грызет с визгом дубок.

— Что это за «зверек»? О чем идет речь? (О пиле.)

— Назовите грамматическую основу данного предложения.

— А теперь отгадайте, о каком члене предложения идет речь. Найдите его в предложении:

1) зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос ч т о?, выражен существительным в винительном падеже (дополнение дубок);

2) зависит от существительного, обозначает признак предмета. отвечает на вопрос к а к о й?, выражен именем прилагательным (определение зубастый).

— В учебнике говорится, что определение обычно выражается именем прилагательным. Что значит «обычно»? (Часто, но не всегда.)

— Давайте заглянем за страницы учебника. Замените словосочетание «прилагательное + су-

ществительное» словосочетанием «существительное + существительное» кирпичный (к а к о й?) домдом (к а к о й?) из кирпича.
Стальная труба, малиновое варенье, стеклянная трубка, апельсиновый джем.
Устно с данными словосочетаниями составляются предложения. Учащиеся приходят к выводу, что определение может быть выражено в именем существительным.
VII. Пятиклассникам предлагается прослушать два подготовленных товарищами сообщения.

1. «Длинное платье».

Чтобы избежать речевых ошибок, необходимо учитывать особенности значения слов. Например, и дерево, и платье можно измерить, но почему-то мы назовем дерево высоким или низким, а платье — длинным или коротким.

Читайте также:  Какие цветы можно посеять в июне

Откроем «Словарь русского языка» С. И. Ожегова. О значении прилагательного высокий здесь написано: «. большой или далекий в направлении снизу вверх». Снизу вверх! Потому этим прилагательным можно определить и дерево (ведь растет оно вверх), и облака (мы смотрим на них снизу вверх). Но нельзя отнести его к существительному платье. Если вы выросли из него, мама не станет разгибать воротник, чтобы оно стало больше вверх, а удлинит платье, то есть сделает его больше по направлению вниз. Вот почему мы говорим о платье длинное, а не высокое.

2. «Коричневые глаза».

Соединяя слова, надо помнить о языковых традициях. Послушайте два коротеньких портретных описания и определите, какое из них принадлежит иностранцу.

«Моя сестра — веселая девочка с открытым лицом, задорной улыбкой. У нее вьющиеся волосы, карие глаза, тонкие брови».

«У моей сестры широко раскрытые коричневые глаза, тонкие брови, задорно вздернутый нос и светло-коричневые вьющиеся волосы ».

В русском языке не принято называть глаза и волосы коричневыми: о глазах скажут карие, о волосах — каштановые или (если они светло-коричневые) русые.
Домашнее задание: § 37; упр. 182; составить связный рассказ об определении, используя план ответа, записанный ранее; подготовить карточку «Определение» для наборного полотна.

Урок 41. Обстоятельство

Знать: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражено.

Уметь: находить обстоятельства в предложении, употреблять их в речи.
I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Учащиеся должны назвать грамматические основы предложений.
Кустик прекрасен. Два листа держатся почти у самой земли. Три стебля растут прямо вверх. Еще один стебель держит два белых цветка. Все вместе радует глаз стройностью.

(По В.Солоухину.)
II. Проверка домашнего задания.

III. Наблюдения на с. 72. Учащиеся читают текст Ю. Яковлева. К выделенным словам ставят вопросы, которые записывают на доске в столбик:

Устанавливается, что все выделенные слова относятся к сказуемому-глаголу, выражены наречиями или существительными.

Чтение правила на с. 72.

Запись в «Словарь трудных слов».

Учащимся можно предложить зарифмованное правило:
На вопросы: г д е? к о г д а?

к а к? о т к у д а? и к у д а?

даст тебе всегда.

(А. Косоговский.)
IV. Учитель читает текст целиком, затем — по предложениям. Учащиеся выписывают из них глаголы-сказуемые с зависимыми словами, которые отвечают на вопросы обстоятельств.
Три солдата возвращались из разведки. Вдруг старшой остановился и поднял руку. Через минуту он скрылся за кустом.

В окопе спал мальчик. Он лежал в грязной луже и тяжело бредил во сне. Лицо его было покрыто царапинами и синяками. Вдруг мальчик проснулся, вскочил и быстро сел. Его глаза дико блеснули в темноте. В одно мгновенье он выхватил из-под себя большой гвоздь. Ловким движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика. «Свои», — сказал он шепотом. Радостная улыбка бледно вспыхнула на лице мальчика.

(По В. Катаеву.)
V. Запись предложений под диктовку, разбор по членам.
В небе тихо плавали пуховые облака. Они таяли в ярких лучах веселого солнца. (По М. Горькому.)
— Какие средства выразительности речи использованы в предложениях? С какой целью?

Составляется связный рассказ по плану (см. выше) об обстоятельстве.
Домашнее задание: § 38; упр. 188; повторить слова-термины, записанные в «Словаре трудных слов»; подготовить карточку «Обстоятельство» для наборного полотна; дополнить таблицу 9; подготовить связный рассказ о роли существительного в предложении (таблица 9).

Уроки 42—43. Развитие речи.

Описание картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка!»

(устное или письменное)

Урок 44. Однородные члены предложения

Знать: опознавательные признаки однородных членов предложения.

Уметь: находить однородные члены, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами; обосновывать постановку знаков препинания при однородных членах.
I. Запись в «Словарь трудных слов».

Заботливо, внимательно, вежливо.
II. Устная синтаксическая пятиминутка.

На доске написано предложение Бесшумно трепетали на осинке разно цветные листочки.

— Назовите грамматическую основу предложения.

Отгадайте, о каких членах предложения идет речь:

1) зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос к а к и е? (Определение разноцветные.);

2) обозначает место действия, зависит от сказуемого-глагола, отвечает на вопрос г д е?, выражено существительным (Обстоятельство места на осинке.);

3) зависит от сказуемого-глагола, обозначает способ действия, отвечает на вопрос к а к?, выражено наречием. (Обстоятельство бесшумно.)
III. Проверка домашнего задания.

Один ученик готовит ответ об обстоятельстве (по плану), другой — о синтаксической роли существительного в предложении.
IV. Повторение изученного в начальной школе.

— Какие члены предложения называются главными? Какие второстепенными?

Читайте также:  Грунт для садовых растений

— Какие члены предложения называются однородными?

— Какие члены предложения могут быть однородными? Приведите примеры.
V. Наблюдения на с. 75, чтение правила на с. 76 учебника.
VI. Закрепление материала.

1. Прослушайте предложения. Какие члены предложения в них являются однородными?
1) Дом царевна обошла,

Все порядком убрала.

Засветила Богу свечку,

Затопила жарко печку.

(А. Пушкин.)
2) За стеклом стоят в порядке

Склянки, банки и горшки.

(С. Михалков.)
2. Запишите под диктовку предложения, составьте их схемы.
1. Растворились в темноте рощи, сады, поля. (А. Гайдар.) 2. Текла, извивалась, блестела река. (С. Маршак.) 3. Снег ложился на поля, на кусты, на деревья. 4. Луна освещала сад, дорожки, беседку. 5. Подарила яблонька людям крупные, сочные плоды.
Делается вывод о том, что однородными могут быть различные члены предложения.

3. Допишите предложения, обозначьте, чем выражены однородные члены, составьте схемы предложений.
1. На озере ребята купались . . 2. Отряд шел бодро … . 3. Солнце осветило луг . . 4. Солнечный зайчик пробежал по стенам … .
Домашнее задание: подготовиться к контрольному словарному диктанту; упр. 195.

Урок 45. Однородные члены предложения

(продолжение темы)
I. Контрольный словарный диктант.

I в а р и а н т

1. багряный лист

2. беседовать с другом

3. стремиться к победе

4. проливать воду

5. слушать внимательно

6. раздаваться издалека

9. исчезать в долине

10. прославлять героя

11 появиться на горизонте

12. пропадать в трясине

13. удаляться от берега

14. оранжевый цвет

15. аромат цветов

16. удивляться успехам

II в а р и а н т

исчезать с горизонта

пропадать в темноте

беседовать с преподавателем

II. Проверка домашнего задания.
III. Наблюдения на с. 77, чтение правила на с. 78 учебника.
IV. Закрепление материала.

1. Упр. 198 (устно).

2. Запишите предложения, составьте их схемы.
1. Зимой солнце светит ярко, а не греет. 2. Быстро, но осторожно ребята перебегали дорожки. 3. Волны пенились и с шумом бились о набережную.
3. Диктант «Проверь себя» (обязательное задание — составление схем предложений с однородными членами).
Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый луг, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полянах виднелись клумбы розовых, белых и голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки. На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами. За плодовыми деревьями виднелись мужчины и женщины.

(По А. Волкову.)
Домашнее задание: § 40; упр. 197.

Урок 46. Обобщающие слова при однородных членах

Знать: что такое обобщающие слова, какова их роль в речи.

Уметь: находить обобщающие слова, ставить знаки препинания при однородных членах предложения и обобщающих словах.
I. Устная синтаксическая пятиминутка.

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемЕгор Челпанов

Похожие презентации

Презентация на тему: " Цель ЗНАТЬ : Что обозначает обстоятельство Что обозначает обстоятельство На какие вопросы оно отвечает На какие вопросы оно отвечает Чем может быть выражено." — Транскрипт:

2 Цель ЗНАТЬ : Что обозначает обстоятельство Что обозначает обстоятельство На какие вопросы оно отвечает На какие вопросы оно отвечает Чем может быть выражено Чем может быть выражено УМЕТЬ : Находить обстоятельства в предложении Находить обстоятельства в предложении Употреблять их в речи Употреблять их в речи

3 Синтаксическая пятиминутка Назовите грамматические основы предложений. Назовите грамматические основы предложений. Кустик прекрасен. Два листа держатся почти у самой земли. Три стебля растут прямо вверх. Еще один стебель держит два белых цветка. Все вместе радует глаз стройностью. Кустик прекрасен. Два листа держатся почти у самой земли. Три стебля растут прямо вверх. Еще один стебель держит два белых цветка. Все вместе радует глаз стройностью. ( по В. Солоухину ) ( по В. Солоухину )

4 Понаблюдаем вместе Летят из — за моря перелетные птицы весну встречать. Летят из — за моря перелетные птицы весну встречать. Летят птицы Летят птицы ( откуда ?) ( откуда ?) из — за моря из — за моря

5 На вопросы : ГДЕ ? КОГДА ? На вопросы : ГДЕ ? КОГДА ? КАК ? ОТКУДА ? и КУДА ? КАК ? ОТКУДА ? и КУДА ? Обстоятельство ответ Обстоятельство ответ даст тебе всегда. даст тебе всегда.

6 Поэтическая пятиминутка Поле Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно — синею гранью, И в небе прозрачным щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним. Как по морю, ветер по нивам гуляет И белым туманом холмы одевает, О чем — то украдкой с травой говорит И смело во ржи золотистой шумит. ( И. Никитин ) ( И. Никитин )

7 Подумаем над прочитанным Перепишите текст, подчеркните обстоятельства. Перепишите текст, подчеркните обстоятельства. Какие речевые средства автор использует для придания выразительности своему стихотворению ? Какие речевые средства автор использует для придания выразительности своему стихотворению ? Как вы понимаете значение слова НИВА ? Как вы понимаете значение слова НИВА ?

Читайте также:  Как укротить мистера кролика

8 Выборочный диктант Из предложений выписать глаголы — сказуемые с зависимыми словами, которые отвечают на вопросы обстоятельств. Из предложений выписать глаголы — сказуемые с зависимыми словами, которые отвечают на вопросы обстоятельств. Три солдата возвращались из разведки. Вдруг старшой остановился и поднял руку. Через минуту он скрылся за кустом. Три солдата возвращались из разведки. Вдруг старшой остановился и поднял руку. Через минуту он скрылся за кустом. В окопе спал мальчик. Он лежал в грязной луже и тяжело бредил во сне. Лицо его было покрыто царапинами и синяками. Вдруг мальчик проснулся, вскочил и быстро сел. Его глаза дико блеснули в темноте. В одно мгновенье он выхватил из — под себя большой гвоздь. Ловким движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика. « Тише. Свои », — сказал он шепотом. Радостная улыбка бледно вспыхнула на лице мальчика. В окопе спал мальчик. Он лежал в грязной луже и тяжело бредил во сне. Лицо его было покрыто царапинами и синяками. Вдруг мальчик проснулся, вскочил и быстро сел. Его глаза дико блеснули в темноте. В одно мгновенье он выхватил из — под себя большой гвоздь. Ловким движением Егоров успел перехватить горячую руку мальчика. « Тише. Свои », — сказал он шепотом. Радостная улыбка бледно вспыхнула на лице мальчика. ( по В. Катаеву ) ( по В. Катаеву )

9 Синтаксическая пятиминутка Запишите предложения ; разберите их по членам. Запишите предложения ; разберите их по членам. 1. В небе тихо плавали пуховые облака. 2. Они таяли в ярких лучах весеннего солнца.

учитель русского языка и литературы Глазунова М.Ю.

Знать: что обозначает обстоятельство, на какие вопросы отвечает, чем может быть выражено.

Уметь: находить обстоятельства в предложении, употреблять их в речи.

Ход урока.

  1. I. Организационный момент.
  2. Устная синтаксическая пятиминутка.

Задание: Назовите грамматические основы предложений.

  1. Кустик прекрасен. (сущ. + кр. прил.)
  2. Два листа держатся почти у самой земли. (словосоч.+ гл.)
  3. Стебли растут прямо вверх.(сущ. + гл.)
  4. III. Опрос учащихся. Продолжи предложение.
  • Грамматическая основа состоит из…( подлежащего, сказуемого).
  • Предложение, кроме подлежащего и сказуемого включает в себя… (второстепенные члены предложения).
  • К второстепенным членам предложения относятся… (дополнение, определение).
  • Дополнение – это… (второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет).
  • Определение – это… (второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета).

Синтаксический разбор предложения.

Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки.

(ученик, у доски делает разбор предложения, остальные дети в своих тетрадях)

  1. IV. Изучение нового материала.

Ребята, давайте обратим внимание на слово, которое у нас осталось не разобранным.

От какого члена предложения мы поставим вопрос к этому слову?

1). Т О Л П Я Т С Я (как?) З А С Т Е Н Ч И В О – это обстоятельство, выраженное наречием, подчеркивается .

Обстоятельство всегда поясняет сказуемое, т. е. зависит от сказуемого.

2). Учитель – правило.

3). Чтение и запоминание правила уч-ся (стр. 72).

На вопросы: г д е ? к о г д а?

К а к? о т к у д а? и к у д а?

Даст тебе всегда.

  1. V. Тренировочные упражнения.

1). Выписать глаголы-сказуемые с зависимыми словами, которые отвечают на вопросы обстоятельства.

Три солдата возвращались из разведки (возвращались (откуда?) из разведки).

В окопе спал мальчик. (спал (где?) в окопе).

Он лежал в грязной луже и тяжело бредил во сне. (лежал (где?) в луже, бредил (как?) тяжело, бредил (как?) во сне)

2). Составьте со словом степь три предложения так, чтобы в первом оно было подлежащим, во втором – дополнением, в третьем – обстоятельством.

Например: Раскинулась широкая степь.

По степи несется табун лошадей.

Далеко в степи пасутся лошади.

Запишите в своих тетрадях (учитель записывает на доске) предложение.

Зубастый зверек грызет с визгом дубок.

— Что это за зверек? (пила)

— Назовите грамматическую основу предложения. (зверек грызет)

— А теперь отгадайте о каком члене предложения идет речь, найдите его в предложении:


    Зависит от сказуемого, обозначает предмет, отвечает на вопрос ч т о?, выражен существительным в Вин. п. (дополнение – дубок)

зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос к а к о й?, выражен именем прилагательным. (определение – зубастый)

  • зависит от существительного, отвечает на вопрос к а к?, выражен существительным. (обстоятельство – с визгом)
  • Итог урока:
  • — С каким членом предложения мы с вами сегодня познакомились?

    Ссылка на основную публикацию
    Кудрявая капуста рецепты приготовления
    Сливочный суп из кудрявой капусты с зелёными чипсами Предлагаю вашему вниманию лёгкий в приготовлении и полный витаминов супчик из кудрявой...
    Красивые клумбы из многолетних цветов готовые схемы
    Большинство огородников и садоводов уже давно перестали концентрироваться лишь на выращивании овощных и сельскохозяйственных культур, и решили идти дальше, переключившись...
    Красивые мангальные зоны фото
    Все, у кого есть загородный участок, наверняка любят отдыхать на нем в свободное время, готовя вкусные блюда на огне и...
    Куксу по корейски рецепт
    Кукси – блюдо, распространенное в Корее. Также его готовят во многих странах Востока. В настоящее время оно распространилось по всему...
    Adblock detector